Реферат "Этапы развития политической мысли"

Название:
Этапы развития политической мысли
Тип работы:
реферат
15
Скачать


Краткое сожержание материала:

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Идеи Платона……………………………………………………………………………….3
Идеи Аристотеля………………………………………………………………………….4
Идеи Цицерона…………………………………………………………………………….5
Политические идеи средневековья……………………………………………5
Развитие политической мысли в эпоху возрождения……………..6
Макиавеллизм………………………………………………………………………………7
Утопический социализм, теория государственного суверенитета………………………………………………………………………………..8
Географическая теория политики………………………………………………8
Политическая мысль в эпоху просвещения………………………………9
Идеи Джона Локка………………………………………………………………………10
Идеи Монтескье…………………………………………………………………………..10
Политические идеи Вольтера…………………………………………………….11
Политические идеи Жан-Жака Руссо……………………………………….11
Политическая мысль в эпоху нового времени………………………..12
Немецкая классическая философия…………………………………………13
Марксизм, учение о классовой борьбе…………………………………….13
Политическая мысль в эпоху новейшего времени………………….14
Идеи Парето, концепция «циркуляции (смены) элит»…………..15
Анализ организации политических партий, анализ функционирования политических партий……………………………….15
Взгляды Макса Вебера, типы господства…………………………………16
Рациональное господство………………………………………………………….17
Бихевиористское направление…………………………………………………18
Концепция политической культуры…………………………………………18
Внешняя политика, международные отношения……………………19
Введение
Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства. Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.
Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности. Многие суждения прошлого о политике не устарели и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.
Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций и др.
Идеи Платона
Платон был выразителем интересов афинской рабовладельческой аристократии. Анализируя социальные проблемы и противоречия современной ему афинской рабовладельческой аристократии, он пришел к выводу о необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему необходимую устойчивость, а также решить задачу воспитания людей, их духовного совершенствования с помощью государства. Свои взгляды Платон изложил в сочинении «Государство». При этом он исходил из того, что в человеческой душе преобладает какая-нибудь из трех добродетелей, которая и формирует качественные свойства человека. Умственное начало порождает мудрость, яростное – мужество, вожделеющее – благоразумие.
Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.
1. Правящую власть в государстве Платон вручал философам, ибо это люди, наделенные мудростью. Только они, руководствуясь разумом, могут правильно понять интересы общества и эффективно им управлять. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые многократно повторялись мыслителями: «Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор… государства не избавятся от зол», – заявлял он. В целях оградить философов от пороков и низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, моногамной семьей, он предлагал ликвидировать для них частную собственность, запретить брак и семью.
2. Другая привилегированная группа общества – воины. Обладая сильной волей и мужеством, они обязаны были проводить в жизнь политические решения философов, охранять их и обеспечивать порядок в обществе. Но и воины нуждаются в оградительных мерах. «У стражей, – писал Платон, – не должно быть ни собственных домов, ни земли и, вообще, никакого имущества». Как и философы, они должны быть обеспечены всем необходимым за счет государства.
3. Третьим сословием, обладающим вожделеющим началом и благоразумием, выступают трудящиеся, т.е. все остальные, способные к труду свободные граждане. Они обязаны выполнять все приказы философов и вои