Дипломная работа "Аксиологическая функция неологизмов в медиа-политическом дискурсе"

Название:
Аксиологическая функция неологизмов в медиа-политическом дискурсе
Тип работы:
дипломная работа
Размер:
100,9 K
43
Скачать
Понятие медиа-политического дискурса как коммуникативной системы. Аксиологическое поле и механизмы реализации оценочного и аксиологического потенциала неологических лексем английского языка. Использование неологизмов в стратегии воздействия на адресата.

Краткое сожержание материала:

87

Дипломная работа

Аксиологическая функция неологизмов в медиа-политическом дискурсе

Исполнитель

студентка группы АЯ-61

М.А. Крымобой

Реферат

политический неологизм лексема английский

Настоящая дипломная работа посвящена изучению неологизмов современного английского языка последних трех десятилетий рубежа XX-XXI веков в медиа-политическом дискурсе.

Дипломная работа содержит страниц, источников использованной литературы, лексикографических источников, перечень периодических источников.

Перечень ключевых слов: неология, неологизм, дискурс, медиа-политического дискурс, словообразование, оценка, оценочность, аксиологический потенциал.

Повышенный интерес к проблеме неологии обусловлен важной ролью англоязычных неологизмов как зеркала языкового развития, которое отражает приспособление языка к изменяющимся под влиянием внешних факторов условиям его функционирования.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью изучения новой лексики как средства отражения изменений, происходящих в современных средствах массовой информации под влиянием таких социально значимых факторов как компьютеризация, информатизация, глобализация и т.п. В переходные периоды общественного и экономического развития вопрос о языковых изменениях становится одним из центральных в проблематике научного исследования, поскольку объективно является показателем динамики социальных и производственных преобразований.

Объектом данной работы послужили неологизмы английского языка в сфере медиа-политического пространства.

Предметом дипломной работы являются медиа-политические неологизмы в аксиологическом аспекте.

Цель исследования - выявление механизмов реализации аксиологической функции медиа-политическими неологизмами, обеспечивающей взаимодействие языка и социокультурного пространства в процессе обновления словарного состава современного английского языка.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в дальнейшей разработке теории неологии как одного из разделов теории номинации, структурировании аксиологического поля медиа-политического дискурса и анализе механизмов реализации оценочного и аксиологического потенциала неологических лексем.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования материала и результатов при работе в области лексикографии, при дальнейшем изучении проблем аксиологии и неологии.

Источниками исследовательского материала явились современные англоязычные печатные издания.

Введение

Лексика любого языка постоянно пополняется, обогащается, обновляется. Слова исчезают, выходят из употребления, другие, наоборот, появляются, начинают активно использоваться носителями языка. Огромный приток новых слов и необходимость их описания обусловили создание особой отрасли лексикологии - неологии - науки о неологизмах.

Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Например, в определенные периоды развития государства в его языке появляется значительное количество заимствованной лексики, что наблюдается, например, в настоящий период. Однако основным источником пополнения словарного запаса является не заимствование, а образование новых лексических единиц на базе родного языка путем использования разных способов словообразования.

В настоящий момент английский язык, так же как и многие другие языки, переживает «неологический бум». Изучение вопросов о появлении, функционировании и воздействии на сознание человека медиа-политических неологизмов представляет огромный интерес в связи с возрастающей ролью средств массовой информации как посредника между властью и обществом и как средства формирования политической культуры.

Динамика языкового развития демонстрирует всеохватывающий характер: неологизм может появляться и функционировать на любом уровне языковой системы - фонетическом, грамматическом, лексическом, стилистическом. Неологизм представляет собой очень сложный феномен языка, который подлежит постоянному изучению.

Таким образом, анализ динамики лексической системы социально-политической сферы выходит на уровень исследований феномена политического дискурса. Изучение лексических неологизмов как средства репрезентации ценностей и формирования оценки расширяет диапазон исследований в сфере аксиологии и неологии, что и обеспечивает актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования настоящей дипломной работы является медиа-политический дискурс, рассматриваемый в работе в качестве особой коммуникативной системы. Предметом исследования являются медиа-политические неологизмы в аксиологическом аспекте.

Исходя из того, что оценочность в тексте может быть исследована на уровне микроединиц системы языка и на уровне макроединиц текста, интертекста, дискурса, мы рассматриваем оценочность неологизмов как средство формирования аксиологического потенциала политического дискурса.

Источниками исследовательского материала явились современные англоязычные печатные издания.

Цель исследования - выявление механизмов реализации аксиологической функции медиа-политическими неологизмами. Аксиологическая функция медиа-политических неологизмов понимается как репрезентация ценностей носителей языка и осуществление оценок фактов и явлений политической действительности.

Достижению цели работы служит решение нижеперечисленных задач:

формирование понятия медиа-политического дискурса на основе определения институционального дискурса; выявление особенности неологизации дискурса данного типа;

уточнение понятия оценка, оценочность, определение лингвистического статуса социально-политической оценки;

изучение оценочного компонента лексического значения медиа-политического неологизма;

исследование использования неологизмов как стратегии воздействия на адресата;

выявление способов актуализации оценочного и аксиологического потенциала политических неологизмов.

При решении поставленных задач возникает необходимость рассмотрения внеязыковых и внутриязыковых проблем: «В общетеоретическом плане можно выделить два основных вопроса неологии: внеязыковой зачем создаются новые слова, каковы те сферы общественной жизни, которые «притягивают» неологизмы, и внутриязыковой каковы те средства, с помощью которых образуются новые слова» [1, с.40].

Теоретической базой исследования являются работы С.Н. Алаторцевой, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Е.И. Шейгал, В.И. Карасика, посвященные изучению дискурса, медиа-политического дискурса, как системы коммуникации, Е.В. Сенько Г.Я. Солганика, Т.А. ван Дейка, В.В. Лопатина, Ю.А. Зацного, Э.Нитобурга, Р. Мэйсона, М. Мэттисона, В. Каминера, П. МакКордука, В.И.Заботкиной, характеризующие неологизацию, новую общественно-плитическую лексику и фразеологию английского языка, В.Н. Говердовского, Т.М. Грушевской, М.Р. Желтухиной, В.Н. Телии, А.А. Ивина, Е.М. Вольф, В.И. Шаховского и др., направленных на изучение оценочного и аксиологического потенциала неологических лексем.

Теоретическое значение данной работы заключается в следующем:

- определено понятие медиа-политического дискурса как специфической коммуникативной системы;

- структурировано аксиологическое поле медиа-политического дискурса и проанализированы механизмы реализации оценочного и аксиологического потенциала неологических лексем.

В первом разделе дипломной работы представляется понятие дискурса и институционального дискурса в современной лингвистике. Здесь же рассматриваются взгляды различных исследователей данной проблемы, таких как В.И. Карасик, Е.И. Шейгал, Н.А. Герасименко и др. на дискурс, определяются понятия политического дискурса и медиа-политического дискурса, дается понятие неологизации как проявления процесса развития языка и общества в их взаимосвязи.

Второй раздел характеризует неологизм как лексическую инновацию, входящую в систему общественно-политической лексики английского языка. Ограничение объекта исследования политическими неологизмами определило необходимость выделения политического дискурса как сферы функционирования политических неологизмов.

В третьем разделе дипломной работы представлен подход к структурированию значения слова и определению места оценочного компонента. Оценочность рассматривается как свойство политического дискурса, определяющее характеристики и специфику функционирования дискурсных единиц. Здесь же рассматривается аксиологическая функция неологизма в медиа-политическом дискурсе, которая представляет собой зависимость между политической реальностью и единицей дискурсного тезауруса. Исследование аксиологической реализации неологизмов является необходимой частью изучения механизмов воздействия на адресата.

Выводы по дипломной работе приведены в заключении.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования материала и результатов при работе в области лексикографии, при дальнейшем изучении проблем аксиологии и неологии.

политический неологизм лексема английский

1. Понятие дискурса в современной лингвистике

1.1 Характери...