Курсовая работа "Политические режимы современности - типология и содержание"

Название:
Политические режимы современности - типология и содержание
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
108,5 K
34
Скачать
Понятие и содержание политического режима, его основные характеристики. Классификация современных политических режимов. Динамика режимов и проблемы политического перехода. Результаты демократических переходных процессов. Политический режим России.

Краткое сожержание материала:

50

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общие вопросы политического режима
  • 1.1 Понятие и содержание политического режима
  • 1.2 Основные характеристики политического режима
  • 1.3 Функционирование политических режимов
  • Глава 2. Типология современных политических режимов
  • 2.1 Классификация политических режимов
  • 2.2 Недемократические политические режимы
  • 2.3 Демократический политический режим
  • Глава 3. Эволюция политических режимов
  • 3.1 Динамика режимов и проблемы политического перехода
  • 3.2 Результаты демократических переходных процессов
  • 3.3 Политический режим современной России
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Периоды политических, социальных и экономических преобразований обостряют интерес широкой общественности к теоретическим моделям, связанным с реформированием системы государственной власти. В настоящее время проблема политических режимов является предметом серьезных научных дискуссий правоведов и политологов. Характеристика данного элемента формы государства позволяет оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления политической власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления. Это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.

В то же время значимость предмета нашего исследования в теоретическом аспекте, очевидная необходимость изучения содержания этого государственно-политического явления для практического осуществления процесса демократизации государства, актуального для Российской Федерации, требует создания специального понятийного аппарата и, в первую очередь, генерирования определения политического режима.

Но можем ли мы сказать, что обладаем достоверными знаниями о том, что же такое политический режим? Очевидно, что проблема создания определения данного государственно-политического явления является вовсе не "мифической". Создание определения политического режима предопределяет ход исследования, как этого явления, так и сопряженных вопросов: оснований выделения отдельных видов политических режимов, их трансформация, институциональные и функциональные особенности, взаимоотношение государства с обществом и различными социальными институтами и др.

политический режим переходный процесс

Анализ научных представлений о политическом режиме как определенном государственно-политическом явлении заставляет говорить о формировании нескольких основных подходов к пониманию режима. Очевидно, что основополагающую роль в том, что данный вопрос остается дискуссионным, играют: полидисциплинарная принадлежность политического режима, изучаемого как правоведением, так и политологией; многоаспектность его содержания (необходимость осуществления анализа значительного числа социально-политических институтов); отсутствие четких критериев сопоставления политического режима с иными политико-правовыми явлениями, затрагивающими процесс политического управления (государственно-правовым, политико-правовым режимом).

Цель данной работы - изучить понятие и сущность современных политических режимов.

Исходя из поставленной цели, определены задачи работы:

рассмотреть общие вопросы политического режима: его понятие, содержание, основные характеристики и функционирование;

проанализировать типологию современных политических режимов, рассмотреть различные их классификации и виды;

изучить эволюцию политических режимов, динамику и проблемы переходов одного режима к другому;

рассмотреть и проанализировать политический режим в современной России.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Общие вопросы политического режима

1.1 Понятие и содержание политического режима

Политический режим, рассматривающийся как определенное государственно-политическое явление, становится объектом изучения сразу двух наук: теории государства и права и политологии. Наличие различий в предмете познания данных наук, особенности анализа одних и тех же проблем под разным углом зрения, использование специфической методологической базы и понятийного аппарата этих областей знания, фактически привели к формированию двух основных подходов к пониманию политических режимов: "политико-системного" и "формального". В научной литературе встречаются и иные точки зрения на существование отдельных видов дефиниций политического режима. А.П. Цыганков также говорит о двух типах определений политического режима, называя их «политико-правовым, или институциональным" и «социологическим». Основанием такой позиции стало выделение внешнего институционального выражения режима и его социальной сущности - включенности в систему социальных, политических, экономических отношений, политическую систему общества. Подробнее о данной классификации см.: Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учеб. пособие для вузов. М.: Статут. 1999. С. 11-14

Стоит отметить, что и в рамках данных подходов вряд ли можно говорить о существовании однозначного понимания политического режима. Исследователи, признающие справедливость того или иного подхода, предлагают новеллы, существенно деформирующие смысл определения, изменяющие базовые его характеристики. Такие нововведения характеризуют политический режим, отделяя его от иных явлений, включающих в себя определенную совокупность средств, способов и методов политического управления обществом.

Наука теория государства и права выработала "формальные" определения режима, основанием которых является представление о политических режимах, как о совокупности методов осуществления государственной власти. Данный подход является традиционным для науки теории государства и права и нашел свое отражение в работах А.Ф. Черданцева, Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юрайт-М. 2001. С. 133. А.И. Демидова, Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ. 2001. С. 125. и многих других исследователей. Прикладной характер политических режимов, когда понятие политического режима отождествляется с системой методов управления государством, отражает традиционное для теории государства и права понятие о форме государства, как совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Этот подход к дефиниции режима определяет внешнюю, формальную его сторону, которая действительно выражается в определенных действиях и решениях принимаемых носителями политической власти, институтах, складывающихся в определенном режиме и т.д. Однако лишь немногие исследователи ограничиваются определением режима как совокупности методов политического управления обществом (осуществления государственной власти). В литературе можно встретить множество различных "наименований", которыми исследователи наделяют отдельные элементы политических режимов: способы (А.И. Косарев, Л.И. Каск), средства (Р.Т. Мухаев, Д.М. Шумков), формы (М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев), приемы политического управления (В.А. Толстик).

Несмотря на столь большое число различных позиций по проблеме структурных элементов политического режима, дискуссий по данному вопросу нет. В первую очередь, это связано с тем, что указание на элемент режима является скорее попыткой сделать его более понятным и конкретным. Вряд ли можно провести четкую границу между приемом политического управления и способом, формой и методом властвования. Все эти элементы лишь определяют понимание политического режима как совокупности тех "механизмов", при помощи которых осуществляется реализация политической воли (осуществляется властвование).

Некоторые авторы придерживаются мнения о множественности подходов к пониманию режимов. Нередко встречается разделение режимов на политические и государственные, См: Теория государства и права / под ред.С. С. Алексеева. М.: Новый юрист. 1995. С. 51 с попыткой отождествить первые с функционированием всей политической системы, а вторые - только с деятельностью государственных органов. Другие авторы полагают, что политический режим может быть рассмотрен в широком и узком смысле. Е.И. Темнов указывает на то, что под политическим режимом в "узком смысле" понимается "совокупность приемов и способов государственного руководства". В "широком же смысле" политический режим должен пониматься как "уровень гарантированности демократических прав и свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни". Общая теория права и государства: учебник / под ред.В. В. Лазарева. М.: БЕК. 2001. С. 395. С.И. Самыгин считает возможным выделять различные истолкования политических режимов: "юридическое" и "социальное" истолкование. Более подробно см.: Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология: Экзаменационные ответы. Ростов на/Д., 2001. С. 121. В.А. Толстик указывает на возможность выделения сразу трех значений политического режима. По его мнению, политический режим может быть отождествлен с формой государства, являться совокупностью особенностей функциони...