Реферат "Политическая культура и политическое поведение"

Название:
Политическая культура и политическое поведение
Тип работы:
реферат
Размер:
453,3 K
34
Скачать
Понятие, сущность, структура и основные функции политической культуры. Взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Политическая культура российского социума. Ключевые детерминанты политической деятельности.

Краткое сожержание материала:

Содержание

Введение

1. Политическая культура

1.1 Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

1.2 Политическая культура Российского социума

2. Политическое поведение

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Политическая культура - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Весомый вклад в изучение политической культуры и поведения внесли Г. Алмонд и С. Верба, Л. Пай. Среди современных известных российских исследователей политической культуры следует выделить К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева и др.

В данной работе изучаются политическая культура и политическое поведение как ключевые детерминанты политической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

1. Политическая культура

1.1 Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

Понятие «культура» весьма многозначно и отражает широчайший набор человеческих представлений о ней. Известно более пятисот определений культуры. Не стремясь прибавить к ним еще одно, которое вряд ли будет признано самым лучшим, присоединимся к пониманию культуры как совокупности результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей материального и духовного характера. Культура, тем самым, является и «застывшей» частью человеческого общества, и, вместе с тем, совокупностью тех человеческих ценностей, которые определяют и выражают такие цели человеческого существования в истории, как Добро, Истина, Красота, Справедливость и др. Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления / В.В. Миронов // Человек и современный мир. - 2004. - №5. - С. 50-61.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ эпохи Просвещения И. Гердер, в политическую науку - американский политолог Г. Алмонд. Политическая культура им определяется как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

По отношению к политическим структурам политическая культура рассматривалась и как зависимая, и как независимая переменная, т. е. и как причина, и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает значительное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной революции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентаций и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постматериалистами». «Материалисты» ориентированы на экономическое благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, сохранение собственного материального благополучия. Для них уровень жизни, законность и порядок имеют первостепенное значение. «Постматериалисты» в большей степени ориентированы на ценности нематериального характера: гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопределение личности, защита окружающей среды и т. п. В отличие от «материалистов», «постматериалисты» ценят качество жизни. «Экономической и физической безопасности, - отмечал Инглхарт, - постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность - они, как всякий, оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и качеству жизни». Наряду с самовыражением и качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.

Синтезируя подходы зарубежных и отечественных политологов, политическую культуру можно определить как «систему политических верований, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие». Так, профессор Массачусетского технологического университета Лучиан Пай (1921-2008 гг.) под политической культурой понимал сочетание политической идеологии, национального характера и духа, национальной политической психологии и фундаментальных ценностей народа. Гаджиев К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. - СПб.: Норма, 2009. - С. 11.

Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении. Это неформальная сторона политической системы, связанная с политической психологией, идеологией, основными ценностями общества, - субъективная сфера, образующая основание политических действий, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Ядром политической культуры является ценностно-нормативная система.

Раскроем функции политической культуры, которые отражают ее предназначение в обществе:

- функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности (отнесение человеком себя к той или иной социальной группы);

- функция ориентации - помогает понять суть происходящих политических событий (объяснение смысла политических явлений);

- функция адаптации и социализации - способствует приобщению к навыкам политического поведения;

- функция интеграции - выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

- функция коммуникации - отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре (Приложение 1). С точки зрения совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан, политическая культура включает в себя четыре компонента:

1. Познавательный компонент. Его составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.

2. Эмоционально-чувственный компонент. Его составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к «спасителям Отечества», разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.

3. Оценочный компонент. Его составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4. Поведенческий компонент. Это результат познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминир...