Реферат "Основные политические идеологии"

Название:
Основные политические идеологии
Тип работы:
реферат
Размер:
20,8 K
42
Скачать
Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история их развития и современное состояние. Анализ идеологии либерализма. Сущность идеологии консерватизма. Особенности социалистической идеологии, ее основные черты и разновидности.

Краткое сожержание материала:

16

Основные политические идеологии

Оглавление

либеральная консервативная идеология

  • Введение
  • Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность
    • Идеология либерализма
    • Идеология консерватизма
  • Социалистическая идеология и ее разновидности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования. К таким особенностям обычно относят:

· целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня;

· появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности;

· изначальная нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;

· обусловленность интересами различных социальных групп;

· апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

· склонность к некоторой лакировке действительности.

К числу ведущих функций идеологии относятся:

Ш целеобразующая - формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

Ш программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;

Ш интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;

Ш мотивирующая - побуждение людей к политической активности;

Ш коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников.

К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Они имеют давние исторические традиции и сейчас это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрения оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.

Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность

Идеология либерализма

Истоки либеральной идеологии отчетливо прослеживаются в английской и французской идеологии политической философии XVII -XVIII вв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения - Джона Локка, Томаса Гобса, Шарля Монтескье, Жан-Жака Руссо, Адама Смита, французских энциклопедистов - составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата:

1. безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;

2. концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

3. требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.

Исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах - гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек - независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, церковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую, по сути, свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:

· идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);

· концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (не государство определяет и структурирует жизнь общества, а наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию - государство; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом);

· концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;

· идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;

· отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;

· признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;

· признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция. Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией. Идеи своеобразной социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII - начала XIX в. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот - вело к все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что ставило либерализм в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.

Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра - в признании большей позитивной роли государства в социальной экономической жизни, расширении его регулирующих функций. Неолибералы принялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т.д.

Наиболее заметные достижения социально-политического реформаторства прошлого столетия («Новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50 - 60-е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями неолиберализма. В 70 - 80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиленной государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма (либертаризм), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления - идеологии консерватизма.

Идеология консерватизма

Это направление идеологической мысли чаще всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта тенденция политического мышления коренится в так называемом традиционализме - обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию естественный традиционализм превращается в совершенно определенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требованиями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Берка, Жозефа де Местра, Луи де Бональда, Франсуа Рене де Шатобриана и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Консерватизм...