Контрольная работа "Национальная политика и политическая социология"

Название:
Национальная политика и политическая социология
Тип работы:
контрольная работа
Размер:
32,2 K
3.5714
28
1
Скачать
Социально-этнические процессы в современной Украине. Стратегические и текущие задачи в сфере национальных отношений. Предмет политической социологии как науки. Цели и задачи политического маркетинга, его роль в формировании политической компании.

Краткое сожержание материала:

Задания для самостоятельной работы

1. Социально-этнические процессы в современной Украине. Национальная политика

2. Политическая социология и политический маркетинг

1. Социально-этнические процессы в современной Украине. Национальная политика

В современном мире проживает около 3,5 тысяч наций, народностей, этнических племен. Большинство народов составляет многонациональные государства. Если в странах Европы насчитывается около 300 наций и народностей, в США, Канаде, Латинской Америке проживает около 600 наций и народностей) то в Азии, Африке, Австралии более 2600 различных наций и народностей и этнических общностей, племен и родов. Здесь не происходит ни ассимиляции, ни длительной интеграции. Процессы консолидации возможны только в середине крупных этносов.

Современные этнические процессы неоднозначны. До 70-х годов XX века в мире существовало мнение, что по мере развития индустриального общества сглаживаются языковые и религиозные различия, исчезают этнические границы. Однако ярко выраженная тенденция унификации образа жизни народов, но не произошло сглаживание разнообразия и этнической окраски в одежде, еде, жизни, интернационализации общественного производства и т.д. 70 - 80-е годы XX в. стали переломными в истории многих государств и этносов в связи с провозглашением на всех континентах планеты этнического возрождения.

Реальное совместная жизнь наций и народностей далеко от безпроблемности. Основная беда заключалась в том, что противоречия, социальные бедствия загонялись в глубь, становились латентными. В национальной политике не учитывалась специфическая особенность национальных и межнациональных отношений, как своеобразных общественных отношений. Своеобразие национальных отношений заключалась в том, что национальные отношения включали отношения всех сфер общественной жизни - экономические, социальные, политические, духовные, предусматривали их анализ как единства материального и идеального. Это вызывалось тем, что стали болезненно заявлять стремление национальной замкнутости, местничества, потребительские настроения. В экономической сфере разворачивается интенсивный процесс интернационализации экономических отношений. Национальный компонент в экономике перестает играть решающую роль, а выдвигаются общегосударственные интересы, экономическая целесообразность и производственная необходимость.

Непонимание таких явлений привело тому, что национальные аспекты развития экономики стали представляться как функциональные специфические отрасли народного хозяйства, свойственных одному или нескольким нациям. Игнорирование национально-особенного в экономике, значительные просчеты в реализации назревших проблем материального производства, слабое учета интересов людей проявлялись в огромных социально-экономических потерях, утрате национального суверенитета, в диктате сильных высоко развитых государств и наций.

Анализ просчетов в национальной политике в Украине показывает, если интересы представителей одной нации и национальности преувеличиваются, то это ведет к ущемление интересов других национальностей. Политика местничества проявилась и в странах Прибалтики, Молдавии, в Казахстане, когда общие верные рассуждения о национальном суверенитете вернулись межнациональной напряженностью, возрождением и недоверием между коренным населением и представителями других наций. И много недостатков в современном обществе стали своеобразным продолжением достоинств, когда в национальной политике реализуются неоправданно приоритеты.

Украина длительный период делилась всем необходимым с Россией, Молдовой, Казахстаном, Закавказьем в интересах их экономического и социального развития, теперь попала в чрезвычайно тяжелое, даже зависимое положение: население большинства регионов Украины живет хуже, чем население многих соседних государств. Это стало определенной основой для появления украинского национализма, особенно в тех случаях, когда в угоду неправильно понятым национальным интересам одних народов их права и обеспечение этих прав доминировали над стремлениями других наций и народностей. И то, что раньше считалось оправданным в отношениях между народами, стало препятствием дальнейшему развитию национальных отношений.

Распад СССР, создание суверенных государств и резкое обострение взаимоотношений между нациями, народами, этническими общностями выявили те подспудно политические процессы, что скрыто в жизни многих народов. Попытки на новой основе реанимировать процесс создания Союза не только как экономическое пространство, но и политическое единство, имеют слабую поддержку, часто встречают или сопротивление или неоднозначное его трактовки. Готовность возродить Союз основном проявляется в глубинных пластах общественного сознания, чем в действиях национальных лидеров. С целью формирования национальной политики социология должна сосредоточить внимание на изучении специфики и особенностей национальных и межнациональных отношений, раскрыть их место и роль в сфере общественной жизни. Стоит подробнее выяснить идеи суверенитета, самостоятельности Украины потому, что эти идеи привлекательны, потому способствуют рациональной и эффективной организации национального хозяйства и тем, что в национальном самосознании получает отражение идея защиты национальных интересов, достижения справедливости.

В социологии наций становится важным направлением исследований социальная сфера, потому что именно в социальной сфере решаются вопросы социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей и др., становится острее влияние факторов, связанных с функционированием общественного сознания, сложившегося в начале 90-х годов, требует более детального анализа национальных отношений.

Особым направлением социологии наций является и многообразие интересов и явлений, происходящих в духовной жизни общества и охватывают образование, культуру, науку, межнациональное общение и др. Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной культуры, сферу национальной самобытности. И это действительно так. Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят больше, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно нации, народности и т.д. Естественно, национальный фактор все больше приобретает ведущее значение.

Что такое национальная политика? Кто есть ее субъектами? В чем состоит мерило эффективности и национальной политики? Что говорит об этом опыт человечества, Украины, других стран СНГ?

Национальная политика -- это целенаправленная деятельность из регулирования отношений между этносами, нациями и группами (народами), что оказывается в сознательном влиянии государственных и общественных организаций на развитие межнациональных и межэтнических отношений с целью их нормализации, стабилизации и гармонизации . Национальные отношения вместе с нациями, народностями и другими этническими общностями являются объектами национальной политики. А ее субъектами становятся государство, органы государственной власти, политические партии, общественные организации и т.п.

В теории и на практике нужно учитывать, что национальная политика, социальная политика, экономическая политика, демографическая политика и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязанные между собой. В разных системах связи они соотносятся как общее и особое, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, демографические аспекты национальной политики превращают ее в составную часть этих видов политики.

Вместе с тем национальная политика как система является концентрированным выражением социальной, экономической, языковой, демографической политики.

В национальной политике нужно различать стратегические и текущие задачи. Стратегические задачи в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любого государства и рассчитанные на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет цели и задача, которые вытекают из сегодняшней ситуации. Затем в механизме национальной политики очень важным есть дифференцирован подход, который учитывает конкретную ситуацию данного региона или национально-территориальной единицы. Разрабатывая региональную национальную политику, необходимо принимать во внимание географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной наций или народности, ее национальной государственности, национальный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, религиозность, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычае, взаимоотношения данной республики с соседними и т.д.

В любом случае непременным условием эффективной национальной политики есть учеты закономерностей, тенденций развития наций и национальных отношений, научный подход к анализу существующих проблем. Там, где вопрос национальной политики рассматриваются не на началах научного анализа, и, становятся неминуемыми просчеты и ошибки. Это, в свою очередь, создает основу для обострения национальных чувств и недоразумений между теми или другими группами населения, восстановление стариков межнациональных споров.

Политическая практика удостоверяет, что эффективной есть такая национальная политика, которая отвечает демократическим принципам решения национальных проблем. Для этого надо не только внедрить у жизнь принцип равноправия наций, а еще и дополнить провозглашение юридическо-правового равенства наций их фактическим равенством в экономической, социальной и культурно-духовной сферах жизни. Реализац...