Курсовая работа "Беседа как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста"

Название:
Беседа как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
72,5 K
59
Скачать
Словесные методы в системе экологической работы с детьми. Изучение сущности и специфики разновидностей беседы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения беседы. Воспитание у детей ценностного отношения к природе.

Краткое сожержание материала:

  • ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
    • ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15
      • ПРЕДМЕТНАЯ КОМИССИЯ естественнонаучных дисциплин и физического воспитания
        • КУРСОВАЯ РАБОТА
        • БЕСЕДА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
        • Жукова Мария Владиславовна
        • Руководитель: Тришкова С.А.
        • Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

1.2 Методы экологического образования детей дошкольного возраста

1.3 Беседа как метод экологического образования

1.4. Методика проведения беседы

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Важным направлением дошкольной педагогики является экологическое образование. Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада - серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми. При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель. Все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. [21, 2].

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.[14, 5].

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования - шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов (Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачёв, С.В.Алексеев, Н.М.Мамедов, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул) сложилось понимание этого явления - понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития.[15, 22]. Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н.М.Мамедов, Н.М.Чернова, И.Н.Пономарёва).[15, 25].

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский выдел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Ионагсон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой.

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э.И.Залкинд, А.С.Макаревич, В.А.Дрязгунова), в труде (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина). Фундаментальные исследования были развёрнуты на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИИ им.А.И.Герцена, основная часто которых посвящалась наблюдению (Г.С.Филиппюк, П.Г.Саморукова, А.К.Матвеева, У.К.Мелькичева, Н.И.Ветрова).

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры -- осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий -- среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников -- это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. Эта связь объективно обусловлена теми законами психофизиологии, которые лежат в основе познания человеком окружающей действительности.

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.

Объект исследования: процесс экологического образования

Предмет исследования: беседа как метода экологического образования детей.

Цель исследования: раскрыть особенности беседы как метода экологического образования детей.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. На основе теоретического анализа систематизировать знания об особенностях беседы в экологическом образовании детей.

3. Рассмотреть сущность и специфику разновидностей беседы в экологическом образовании.

Согласно цели исследования и поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

экологический образование дошкольный беседа

Последние десятилетия в России происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. По мнению Федотовой А.М., экологическое воспитание - это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей [14, 7].

Автор концепции экологического воспитания дошкольников, Николаева С.Н., рассматривает понятие экологического воспитания как ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [14, 8].

Теоретически обосновали методику экологического воспитания дошкольников Н.М. Мамедова, И.Г.Суровегина, Н.М.Чернова, И.Н. Пономарева, выделив в качестве ключевых понятий экологического образования ведущие положения биоэкологи - первоосновы экологического знания [14, 7].

Отдельные направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в «Аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»), где закреплены такие требования, как создавать условия для развития у детей биологических представлений для их самостоятельной деятельности по сохранению и улучшения окружающей среды ; знакомить дошкольников с развитием жизни на Земле, предоставлять им возможность осваивать информацию в доступной форме (привлекать художественную литературу, иллюстрации, наглядные пособия, организовывать экскурсии в лес, парк);...