Дипломная работа "Бакушинский А.В. и его вклад в развитие художественного образования"

Название:
Бакушинский А.В. и его вклад в развитие художественного образования
Тип работы:
дипломная работа
Размер:
82,9 K
43
Скачать
Изучение научной и общественной деятельности А.В. Бакушинского. Пространственно-объемное, объемно-пластическое, изобразительно-сюжетное и орнаментально-декоративное творчество ребенка. Педагогическая работа по организации художественного восприятия.

Краткое сожержание материала:

Содержание

  • Введение
  • 1. Научная и общественная деятельность Бакушинского
  • 2. Воспитание художественно-творческих навыков по Бакушинскому
    • 2.1 Период двигательно-зрительной установки психики
    • 2.2 Пространственно-объемное творчество. (Детское строительство)
    • 2.3 Объемно-пластическое творчество. (Детская лепка и скульптура)
    • 2.4 Орнаментально-декоративное творчество
    • 2.5 Изобразительно-сюжетное творчество
  • 3. Художественное восприятие. Теоретические основы
  • Заключение

Введение

Бакушинский Анатолий Васильевич (1883-1939) вошел в историю советского искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.

Искусствовед, научный и общественный деятель, мечтавший стать художником. Анатолий Бакушинский родился в селе Верхний Лендех Владимирской губернии. Будучи ребенком он заинтересовался работой иконописцев. Впоследствии, Бакушинский увлекается скульптурой и рисунком, после чего решает посвятить себя профессии художника. Хотя его мечта и не сбылась, полученные знания помогли ему в дальнейшем.

Он поступил в Юрьевский университет, где в течении шести лет учится на историческом отделении историко-филологического факультета. Там он изучает философию, историю искусств, психологию творчества.

После окончания учебы поступает в Педагогичесикй институт им. П.Г. Шелапутина. Там продолжает творчески развиваться. Изучает различные дисциплины, такие как музыка, пение.Параллельно с учебой он читает лекции по истории искусств в Петропавловском училище.

В течение всей своей жизни он передает свои знания и опыт людям. Приобщает массы к эстетике и мировым художественным произведениям. Бакушинский публикует статьи, ведет экскурсии, воспитывает художественное видение у окружающих его людей.

С 1920 года он активно преподает и читает лекции в Московском государственном институте, литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова. Вместе с тем, он успевает работать в Институте археологии и искусствознания.

Важной заслугой Бакушинского является активное участие в восстановлении народных промыслов.

Сегодня прошло 74 года со дня смерти талантливого ученого, прирожденного педагога и искусствоведа, общественного деятеля Бакушинского Анатолия Васильевича.

Законченная в 1925 году книга «Художественное творчество и воспитание» - его центральный педагогический труд.

В главе «От автора» имеется краткое описание этой книги и того исследования, которое он проводил для написания этой книги: «В настоящем исследовании я излагаю систематически все, что считаю достаточно четким и проверенным в процессе моей работы над примитивным искусством и, преимущественно, искусством детским. Таким образом я весьма расширяю и дополняю то конспективное изложение, которое было положено мною в основу первого очерка, вышедшего в 1923 году.

Книга делится на две части: исследовательскую и педагогическую. Изложение и выводы первой части опираются на гипотезу, доказанные положения которой подтверждают в исследуемой мною области правильность основных посылок биогенетического закона. К последнему я отношусь отнюдь не догматически, не столько утверждая, сколько проверяя его постоянно на всем его материале, находящемся в моем распоряжении. Формулировка гипотезы и ее обоснование даются мною в самом изложении.»

Актуальность данной темы заключается в том, что А.В.Бакушинский, исследуя в своей книге художественно-творческое развитие ребенка практически с его рождения, приоткрывает потрясающие тайны человеческой психики, благополучно забытые после 30-х гг. на многие десятилетия.

Проблема исследования: Каковы особенности педагогической теории А. В. Бакушинского и его вклад в развитие педагогики?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Задачи исследования:

· Выяснить педагогические взгляды А.В. Бакушинского;

· Определить роль и место взглядов А.В. Бакушинского в педагогике;

· Определить роль вклада А.В. Бакушинского в развитие педагогики.

1. Научная и общественная деятельность Бакушинского

Следует подчеркнуть большой интерес ученого к народному творчеству, именно это и позволило ему выдвинуть перед народным искусством серьезные художественные задачи в изменившихся условиях. С первых лет после революции Бакушинский вёл огромную работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстёра, Холуй, хохломская городецкая росписи, Вятская (дымковская игрушка), выработав и здесь свои методы работы, сохранившие значение и в наше время.

Бакушинский подчеркнул связь моментов декора, орнамента и структуры и их гармоничное взаимодействие в народном искусстве. И то что оно в своём развитии вступает в взаимодействие с другими культурными стилями. Причём, само народное искусство подчиняет себе все влияния.

В практике работы с промыслами на протяжении 20-х годов боролись два взгляда: художественные и коммерческие.

Художественные взгляды на развитие промыслов наиболее последовательно проводил А. В. Бакушинский непосредственно работавший с мастерами. По его мнению, специалист, взявшийся за художественное руководство промыслами, должен не стеснять творческую свободу мастеров, а выявлять их внутренние возможности, без навязывания каких либо художественных решений. Тем более он должен отказаться от оценки произведений кустарей-художников и от узкой коммерческой ориентации.

Позиция Бакушинского представляется наиболее состоятельной, поскольку в конечном итоге сводилась к сохранению искусства промыслов именно как большого художественного явления. Возрождение искусства Палеха, Мстеры, Хохломы, Городца, Дымки проводилось под непосредственным руководством Анатолия Васильевича. Он глубоко изучал историю этих промыслов и, тонко зная их художественные особенности, направлял поиски мастеров.

Творческий контакт Бакушинского с палешанами возник в самый трудный и ответственный период их перехода от иконописи к лаковой миниатюре.

Народный мастер, по мнению Бакушинского, был решающей силой промысла, но одновременно подчёркивал значение традиции для промысла и коллективный характер творчества. Так, в одном из своих писем палехскому художнику, Николаю Михайловичу Зиновьеву, Анатолий Васильевич восклицал: «Что бы значил талант Ивана Голикова вне творчества коллектива палехских мастеров».

Для практической работы с народными мастерами ученый был вооружен огромным педагогическим опытом. Именно А. В. Бакушинский дал первые теоретические обоснования становлению художника народных художественных промыслов и исследовал проблему передачи профессионального мастерства и традиции ученичества. Он чутко поддерживал творческий замысел каждого мастера, отмечая его находки и промахи.

Связанный с промыслами непосредственной практической работой, А. В. Бакушинский проверял на опыте и свою теорию, в то же время обогащая последнюю результатами научного исследования. В такой неразрывности практики, теории и исторического изучения искусства оттачивалась и углублялась отношении диспут, происходивший исследовательская мысль учёного. Результаты появлялись довольно быстро, хотя нередко оценивались критикой отрицательно. Показателен в этом отношении диспут, происходивший в 20-е годы на тему «Правые течения в искусстве». На нём Бакушинский смело выступал в защиту нового Палеха, разбивая своих противников, поскольку прекрасно знал живое дело.

В обстановке накалённых споров, когда наследие и его роль в новой социалистической культуре часто понимались искажённо, многие вопросы, в частности дискутируемый тогда вопрос о путях развития искусства Палеха, приобретали чрезвычайно острый характер. Бакушинский, выступая на диспуте в ГАХН, защищал молодое палехское искусство от догматиков, отрицавших новый путь Палеха. Он доказывал органичность перехода палешан от иконописи к лаковой миниатюре и естественность стилистической зависимости этой миниатюры от иконы, иконописного мастерства палешанина и его традиционной преемственности.

Некоторые искусствоведы обвиняли Бакушинского (главным образом за работу в Палехе) в его якобы «капитуляции» перед художественными ценностями прошлого, в то время как именно глубокое понимание современности позволяло учёному зорко увидеть органичность палехского искусства, подготовленность его нового этапа самой историей, сохранившей жизнь промысла.

В произведениях старейших палешан -- И. Голикова, И. Маркичева, И. Баканова, А. Котухина, А. Дыдыкина И. Вакурова и многих других -- Бакушинский, тонкий и чуткий ценитель художественного, отмечал подлинную жизнь искусства.

В хохломском промысле, где до 20-х -- 30-х годов господствовал псевдорусский стиль предреволюционных лет, стиль сухой графичной орнаментики раскрасочного характера, научная творческая интуиция учёного помогла почувствовать подлинное живое дыхание традиций в свободном кистевом травном письме. И Хохлома возродилась, вернувшись к своим фольклорным истокам.

Бакушинский всегда умело подд...