Статья "Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях"

Название:
Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях
Тип работы:
статья
Размер:
23,7 K
51
Скачать
Сущность понятия "воспитание". Воспитание как естественный путь развития ребенка в теории, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо. Демократические преобразования в обществе и возникновение гуманистической модели образования. Формирование нравственной самостоятельности.

Краткое сожержание материала:

Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Характеризуя сущность понятия «воспитание», следует отметить, что его истолкование в педагогической литературе разнообразно. Воспитание (как педагогическое явление) - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей [9].

Вопросы воспитания интересовали великих ученых прошлого, определивших теоретический фундамент современных исследований. Античная педагогика считала необходимым нравственное воспитание ума, так как считала, что развитие «злого ума» бывает только разрушительным. Аристотель говорил: «Природа дала человеку оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, неизменным в своих половых и вкусовых инстинктах» [1, с. 199].

В теории свободного воспитания, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо, воспитание понималось как естественный путь развития ребенка. В педагогических высказываниях Ж.-Ж. Руссо звучат идеи гуманизма, любви к ребенку. Он говорил о необходимости всестороннего его развития с ориентацией на личный опыт детей, формирование положительных нравственных качеств. Гуманист - педагог И.Г. Песталоцци воспитание видел в единстве умственного, нравственного и физического развития ребенка. В своей педагогической теории основной целью воспитания усматривал развитие всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. В зарубежной педагогике прошлого процесс воспитания рассматривался как единство всех его составляющих, но, самое главное, опиралось на природу возможностей ребенка.

По мнению К.Д. Ушинского, великого отечественного педагога, «воспитание должно охватывать всего человека - его тело, душу, ум, и прежде всего обращаться к характеру человека» [12, с. 153]. Анализ исследований позволил выявить, что основные вопросы воспитания в трудах русских ученых прошлого складывались вокруг нравственных добродетелей, которые определяли уровень воспитанности ребенка.

В советский период развития педагогики Н.К. Крупская считала, что воспитание включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Но вместе с этим, воспитание связывалось с формированием личностных свойств и качеств, которые характеризуют воспитанность учащихся.

Решающую роль воспитания в формировании и развитии личности А.С. Макаренко видел в том, что когда человек плохо воспитан, то в этом виноваты воспитатели, а если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Он уверил в совершенно беспредельное могущество воспитательного воздействия. «…Воспитание человека, - подчеркивал Антон Семенович, - прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива» [11, с. 56].

П.П. Блонский считал, что в случаях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, гораздо эффективнее подход, когда нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков [3].

В.А. Сухомлинский писал о том, что «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [16, с. 96]. Он понимал воспитание как творение счастья каждого воспитанника, указывал на необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности: «Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах. Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема» [17, с. 69].

Демократические преобразования в обществе привели к возникновению гуманистической модели образования, которая складывается благодаря теоретическим воззрениям ученых, определивших развитие педагогической науки. Гуманистический подход к обучению и воспитанию (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн и др.), личностно-ориентированный подход (О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.А. Люблинская и др.), обусловливающий построение процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей развития ребенка в младшем школьном возрасте. Они утверждали, что организованным воспитанием и обучением в первую очередь необходимо начинать заниматься с детьми начальных периодов школьного развития, так как в этом возрасте происходит быстрая усвояемость преподаваемого материала. Воспитание - главный инструмент, через который возможны передача и воплощение основных ценностей и целей развития общества.

«Воспитание - это длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом» [14, с. 156]. Воспитание как средство овладения элементами культуры направлено на то, чтобы воспитуемый под разносторонним воздействием воспитателя принимал определенные ценности культуры. В результате воспитание становится личностной характеристикой, определяющей уровень сознания, поведения, нравственно-волевой сферы.

По мнению Е.В. Бондаревской, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс воспитания личности как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни. В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить жизнь, достойную человека. Воспитание - это особая сущностная человеческая деятельность, когда воспитатель реализует себя и представляемую им культуру через личность ребенка, поскольку эта потребность изначальна и сущностная для человека как стремление утвердить и выразить свое через другого. Воспитание - это обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления.

Гуманистическая модель образования культуросообразного типа утверждает ценности образования - идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Воспитательный процесс - это процесс, благодаря которому «осуществляются внутренние изменения в человеке, происходит формирование его личности» [10, с. 14]. Воспитательный процесс многогранен - его участниками являются и дети, и взрослые, и воспитательная среда, благодаря которой формируется личность. Ребенок в воспитательном процессе является как объектом, так и субъектом воздействия. Воспитательный процесс - непрерывный процесс решения педагогических задач. По мнению Н.Е. Щурковой, «Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть на уровне философского восприятия предметной многообразной, беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились» [19, с. 19-20]. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности осложняется широким кругом обстоятельств:

• наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы, неформальных групп);

• наличием у детей определенных уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов; трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;

• вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

Существенным признаком процесса воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [1]. Анализ исследований позволил выявить, что ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, в семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания:

*единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме;

• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности;

• нер...