Курсовая работа "Аппликация - средство эстетического воспитания дошкольников"

Название:
Аппликация - средство эстетического воспитания дошкольников
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
61,0 K
42
Скачать
Понятие аппликации, ее основные признаки, история возникновения. Обоснование роли аппликации в эстетическом воспитании дошкольников. Специфика занятий в дошкольном учреждении. Методика творческой вариативности содержания сюжетно–тематических аппликаций.

Краткое сожержание материала:

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

ГОУ СПО

«Читинский педагогический колледж»

Курсовая работа

Аппликация - средство эстетического воспитания дошкольников

Студентки 5 курса

Специальность 050701

«Практикум по художественному труду»

Беломестновой Натальи Викторовны

Чита - 2012

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения сущности эстетического воспитания

1.1 Понятие аппликации

1.2 Эстетическое воспитание

1.3 Возрастные особенности дошкольников

Вывод по первой главе

Глава II. Особенности эстетического воспитания дошкольников средствами аппликации

2.1 Эстетическое воспитание дошкольников

2.2 Аппликация как средство эстетического воспитания

2.3 Эстетическое воспитание дошкольников средствами аппликации

Вывод по второй главе

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования. Аппликация имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания дошкольников, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий с использованием аппликации в дошкольном учреждении дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Проблема использования аппликации как средства эстетического воспитания дошкольников актуальна на сегодняшний день тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано.

Таким образом, актуальность исследования обусловила выбор темы курсовой работы: «Аппликация - как средство эстетического воспитания дошкольников».

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: средство эстетического воспитания дошкольников-аппликация.

Цель исследования: теоретически обосновать роль аппликации в эстетическом воспитании дошкольников.

Цель данной работы раскрывается решением следующих задач:

1. Изучить понятие аппликации.

2. Обосновать сущность эстетического воспитания.

3. Рассмотреть возрастные особенности дошкольников.

4. Раскрыть особенности эстетического воспитания дошкольников средствами аппликации.

Теоретическим основанием исследования послужили работы отечественных авторов, занимающихся выбранной нами проблемой: А.И. Бурова, В.В. Бычкова, Е.Н. Губановой, М.А. Гусаковой, М.С. Каган, С.Е. Кантарбаева, Е.П. Крупник, А.Н. Малышевой, Б.М. Неменского, В.Г..Ражникова и др.

Методологическая основа исследования. В работе был использован междисциплинарный подход. Использовались научные данные и понятийный аппарат педагогики и психологии.

Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость использования метода анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Глава I. Теоретические основы изучения сущности эстетического воспитания

1.1 Понятие аппликации

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д. [11, с.23].

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей [14, с.45].

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих пред...