Дипломная работа "Анализ проблем и направления совершенствования управления системой общего образования в Челябинской области"

Название:
Анализ проблем и направления совершенствования управления системой общего образования в Челябинской области
Тип работы:
дипломная работа
Размер:
86,0 K
49
Скачать
Характеристика современной системы общего образования в РФ. Нормативно-правовые основы управления системой общего образования. Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области. Реконструкция фондов образовательных учреждений.

Краткое сожержание материала:

Оглавление

Введение

Глава 1. Организационно-правовые основы управления системой общего образования

1.1 Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации

1.2 Нормативно-правовые основы управления системой общего образования

1.3. Структура управления региональной системой общего образования в Челябинской области

Глава 2. Анализ проблем и направления совершенствования управления системой общего образования в Челябинской области

2.1 Практика работы Министерства образования и науки Челябинской области по управлению системой общего образования

2.2 Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области

2.3 Рекомендации по совершенствованию управления системой общего образования в Челябинской области

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Проблемы системы общего образования волнуют почти все российское общество. Эти проблемы обсуждаются не только учеными и чиновниками от системы образования, но и педагогами и родителями. Причина состоит в том, что образование все чаще рассматривается как населением, так и правительствами большинства стран мира как важный экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность и материальное благосостояние индивида в современном мире.

Актуальность темы исследования обусловлена наличие в системе общего образования ряда проблем.

Во-первых, несмотря на конституционное право каждого на получение бесплатного общего образования на сегодняшний день наблюдается неравенство в предоставлении общеобразовательных услуг. Требования, которые предъявляются к желающим получить образование не всегда одинаковы, что создает проблему, связанную с доступностью образования и его качества для людей различного социально-экономического статуса, национальности, пола, физических способностей, материального положения и т.д.

Во-вторых, одна из актуальных проблем - необходимость реконструкции основных фондов образовательных учреждений, особенно муниципальных. Большинство школ не только не отвечают требованиям надзорных органов, но и элементарным функциональным и эстетическим требованиям, много ограниченно пригодных к эксплуатации и даже ветхоаварийных зданий.

В-третьих, на сегодняшний день в системе общего образования преобладают учителя предпенсионного возраста, для молодых специалистов работа в школе является непривлекательной.

В-четвертых, с 2010 года на федеральном уровне разработан проект модернизации системы образования, которым предполагается решение различных задач от изменения системы оплаты труда педагогов и улучшения материально-технического обеспечения до изменения образовательных стандартов и требований к качеству образования. Наряду с этим изменяется статус образовательных учреждений, появляется финансовая свобода. Проект модернизации образования предполагает федеральное субсидирование. В свою очередь субъекты РФ должны эффективно распределить предоставленные средства. Появление новых правовых актов, новых задач и ряда показателей, которых необходимо достигнуть, требует от органов государственной власти, а в особенности от органа исполнительной власти по управлению системой образования, принятия эффективных управленческих решений. Практика работы Министерства образования и науки Челябинской области свидетельствует о наличии ряда проблем, среди которых и правовые, и организационные, и финансовые. Кроме того, любые нововведения вызывают как положительную, так и отрицательную реакцию у руководителей местных управлений образования и самих общеобразовательных учреждений. В данной ситуации именно специалисты органа исполнительной власти по управлению образованием должны провести разъяснительную работу, разработать необходимые методические материалы и т.д.

Анализ научной литературы по проблемам управления системой образования и правового регулирования деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что в меньшей степени изучен региональный опыт управления системой общего образования в современных условиях модернизации; проблемы взаимоотношения государственных органов власти в области образования; особенности реализации нормативно-правовых актов, регулирующих сферу образования; деятельность организаторов и руководителей образования. Недостаточное исследование опыта образования в целом и его управления в частности является одной из причин негативных тенденций в развитии системы образования и управления.

В связи с вышеизложенным, целью работы является - на основе анализа практики и проблем в управлении системой общего образования Челябинской области сформулировать рекомендации по их устранению.

Объект исследования - Министерство образования и науки Челябинской области.

Предмет работы - деятельность Министерства образования и науки Челябинской области по управлению системой общего образования региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать современную систему общего образования в Российской Федерации и выявить существующие проблемы;

2. Проанализировать нормативно-правовые основы управления системой общего образования;

3. Рассмотреть структуру управления системой общего образования в Челябинской области;

4. Провести анализ практики работы Министерства образования и науки Челябинской области по управлению системой общего образования;

5. Выявить проблемы финансирования системы общего образования в Челябинской области;

6. На основе проведенного анализа сформулировать рекомендации по совершенствованию управления системой общего образования в Российской Федерации и Челябинской области.

В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, сравнение, статистический метод и др.

Метод анализа позволил рассмотреть отдельные части системы общего образования. При помощи метода индукции установлены причинно-следственные связи. Использование метода сравнения позволило проанализировать зарубежный опыт управления системой общего образования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования и степень изученности проблемы, поставлена цель, задачи, сформулирован объект и предмет.

Основная часть включает в себя две главы. В первой главе рассматриваются организационно-правовые вопросы управления системой общего образования. Вторая глава содержит анализ практики и проблем управления системой общего образования в Челябинской области. На основе чего предлагается ряд рекомендаций по совершенствованию деятельности Министерства образования и науки по управлению системой общего образования Челябинской области.

Заключение содержит обобщенные выводы и рекомендации.

Список использованных источников и литературы включает как нормативно-правовые акты, так и публикации периодических изданий и интернет-источники.

Глава 1. Организационно-правовые основы управления системой общего образования

1.1 Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации

Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.

В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.

Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.

Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В России не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Для современного российского образования характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.

Использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит сегодня большей частью эпизодический характер...