Курсовая работа "Анализ возможностей информационно-коммуникативных технологий в предшкольном образовании"

Название:
Анализ возможностей информационно-коммуникативных технологий в предшкольном образовании
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
499,0 K
39
Скачать
Сущность понятия "Предшкольное образование", его цель и содержание. Анализ технических средств на базе ИКТ. Примерные модели предшкольных образовательных учреждений. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в предшкольное образование.

Краткое сожержание материала:

Оглавление

Введение

1 Сущность понятия «Предшкольное образование»

1.1 Понятие «предшкольное образование»

1.2 Примерные модели предшкольных образовательных учреждений

1.3 Цель и содержание предшкольного образования

1.4 Результаты предшкольного образования

2 Возможности ИКТ в предшкольном образовании

2.1 ИКТ в образовании

2.2 Анализ технических средств на базе ИКТ

2.3 Внедрение информационно-коммуникативных технологий в предшкольное образование

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования.

Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период предшкольной подготовки.

Анализируя имеющиеся в Интернет программы по предшкольной подготовке:

«Академия дошкольных наук: программа предшкольного образования детей 5-7 лет». Авторский коллектив - сотрудники Рыбинского педагогического колледжа под общей редакцией А.П.Щербака;

«Введение в школьную жизнь». Авторы: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой

Дорабатывается программа «Школа 2100»

«Предшкольная пора» программа обучения и развития детей 5 лет.

Авторы Виноградова Н.Ф., член-корреспондент РАО, руководитель проекта, доктор пед.наук, Журова Л.Е., кандидат психол. наук, Козлова С.А., доктор пед.наук, Куликова Т.А., кандидат пед. наук, Салмина Н.Г., доктор психол наук, Щербакова Е.И., кандидат пед. наук.

«Дошкольная группа». Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст авторы О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, Н.А. Короткова, С.И. Мусиенко.

Программа "Преемственность". Подготовка к школе. Рекомендована Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ, Авторы Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др.

Руководитель проекта "Преемственность" Федосова Н.А.

Программа «Успех» созданная авторским коллективом. Под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. Наук.

Могу заметить, что, к сожалению, в изученных мной программах, цели и задачи внедрения ИКТ в детских садах не обозначены:

- с какого возраста;

- в каком объеме и форме;

- кем должна осуществляться воспитательно-образовательная работа с использованием информационно-коммуникативных технологий в детских садах.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Именно поэтому появилась необходимость изучить возможности использования ИКТ в предшкольном образовании.

Актуальность данной проблемы позволяет нам определить цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования: выявить возможности использования ИКТ в предшкольном образовании.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно методическую литературу.

2. Определить сущность понятия «предшкольное образование».

3. Выявить возможности ИКТ в предшкольном образовании.

4. Разработать продукт с использованием ИКТ для детей подготовительной группы. Презентация-игра «Во что играют дети».

Объект исследования: предшкольное образование детей.

Предмет исследования: возможности ИКТ в предшкольном образовании.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования;

2) диагностические методы (анкетирование, беседа, наблюдение, анализ, самоанализ, интервью).

База исследования --детский сад ГДОУ № 62 «Золотая рыбка» Приморского района г. Санкт-Петербурга,

Результаты моего исследования и подготовленная презентация-игра могут быть использованы педагогами ДОУ, методистами и руководителями дошкольных учреждений для планирования деятельности с использованием ИКТ.

1 Сущность понятия «Предшкольное образование»

1.1 Понятие «предшкольное образование»

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь - значительные обновления содержания образования, прежде всего дошкольного образования, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием этой задачи является введение предшкольного образования.

Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», предложенных Министерством образования и науки и одобренных Правительством России.

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»).

Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

За Приоритетным национальным проектом четко проступает понимание исторической миссии образования, которое может быть передано формулой «От просвещенной России - к процветающей России». Нашим детям образование необходимо, чтобы быть востребованными на рынке труда, получать достойную зарплату, иметь возможность для самореализации личности. А стране, в свою очередь, нужны высококлассные профессионалы люди самых разных профессий, которые своим трудом обеспечат развитие предприятий, целых отраслей промышленности, и всей российской экономики. Национальный проект - это путь к новому качеству образования, когда важна не только оценка проявленных знаний и умений, но и перспектива социальной успешности будущих учеников, их востребованности в обществе.

На современном этапе системы образования в условиях реализации «Концепции» модернизации российского образования на период до 2010 года, определяет обеспечение качества подготовки детей к обучению в школе, как одну из главных задач Российской образовательной политики. Учитывая приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (утв. 9 декабря 2004 г.) о необходимости выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, свидетельствует о целесообразности создания специальных условий для образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), для обеспечения доступности дошкольного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развития его интеллектуальных способностей.

Термин «Предшкольное образование» распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, «нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста"».

Так например, с 1959 года на...