Дипломная работа "Анализ влияния мотивов учения на успешность учебной деятельности учеников"

Название:
Анализ влияния мотивов учения на успешность учебной деятельности учеников
Тип работы:
дипломная работа
Размер:
188,3 K
45
Скачать
Проблема успешности учебной деятельности современных учащихся в психолого-педагогической литературе. Мотив как побуждающая сила деятельности. Проведение исследования по влиянию мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников.

Краткое сожержание материала:

8

АННОТАЦИЯ

В дипломной работе исследуется влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников. Для проведения исследования применен сравнительный метод, а также использовались анкетирование, тестирование, изучения документов, методы статистической обработки психологической информации.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет 80 страниц. Работа содержит 18 таблиц, два рисунка, список литературы (64 литературных источника), 8 приложений.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Проблема успешности учебной деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе

1.1 Психологический анализ учебной деятельности

1.2 Особенности учебной деятельности младших школьников

1.3 Сущность контроля и оценки успешности учебной деятельности в начальной школе

Раздел 2. Теоретические вопросы исследования мотивов учения

2.1 Мотив как побуждающая сила деятельности

2.2 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе

Раздел 3.Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности

3.1 Описание выборки и методов исследования

3.2 Результаты исследования учащихся второго класса

3.3 Результаты исследования учащихся третьего класса

3.4 Результаты исследования учащихся четвертого класса

3.5 Анализ результатов исследования

Выводы

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.

В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным, то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной.

Исследование мотивации учебной деятельности важно еще и потому, что она выступает одним из важнейших направлений обшей психологической проблемы мотивации деятельности, которая пронизывает все стороны и аспекты поведения и деятельности человека, играет решающую роль в их организации.

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех или неуспех в обучении. Несмотря на многообразие этих свойств, необходимо выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Поэтому целью нашего исследования является: выявить влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности учеников начальной школы.

Объект исследования: учебная деятельность учащихся начальной школы.

Предмет исследования: влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников.

Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач:

1. Проанализировать современное состояние проблемы мотивации учебной деятельности школьников на основе отечественных исследований.

2. Подобрать диагностический комплекс для исследования мотивов учебной деятельности учащихся начальной школы.

3. Выявить ведущие мотивы учения учащихся 2-х - 4-х классов.

4. Установить влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности.

Гипотезы исследования: предполагается, что:

- на успешность учебной деятельности младших школьников оказывает влияние сила мотивации и ее структура;

- успешность учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от школьной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития.

Исследование проводилось в гимназии № …. г. …. Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

- положения теории учебной деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин);

- основные общепсихологические подходы к исследованию мотивации личности и разработанные на их основе психологические теории мотивации (М. Аптер, В.Г.Асеев, В.А. Бодров, Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Вилюнас, В.А.Иванников, Е.П.Ильин, Д.А.Леонтьев, Й. Лингарт, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу);

- ведущие методолого-теоретические подходы к исследованию мотивации учения (Л.И. Божович, Дж. Брунер, А.А.Вербицкий, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, В.Г.Леонтьев, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, К. М. Обуховский, Л.М.Фридман).

Методы исследования: В исследовании использовался комплекс обоснованных и наиболее позитивно зарекомендовавших себя в исследовательской практике методов и методик: сравнительный анализ, анкетирование, тестирование, анализ школьной документации. Для анализа результатов исследования использовались методы математической статистики. Статистические показатели вычислялись с помощью программы Microsoft Exsel.

Научная значимость исследования состоит в том, что были еще раз получены факты, подтверждающие влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в гимназии № 70 изучалась динамика мотивов учения учащихся начальной школы. Результаты исследования могут использоваться для улучшения организации учебного процесса в начальной школе.

Результаты исследования докладывали на педагогическом совете гимназии № 70 и на родительском собрании в третьем классе.

Мотив относится к глубинным и многоаспектным психическим образованиям человека, неоднозначно проявляющимся в его практической деятельности, поэтому изучение мотивации учебной деятельности школьников требует комплексного исследования.

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Психологический анализ учебной деятельности

учебный педагогический мотив школьник

Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн [8, 9, 30, 55]. Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна [8, 30, 55]. Подходы к учению как к ведущему виду деятельности ребенка обозначены А. Н. Леонтьевым [30, С.485- 508].

С. Л. Рубинштейн выделил учение в особый вид деятельности: «...учение выделяется как особый вид деятельности, для которого научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью» [55, т.2, С.80].

Данное высказывание содержит несколько важных моментов:

- учение - это деятельность, при чем особый вид деятельности,

- цель учения и результат учения как деятельности совпадают,

- результатом и целью учения является научение, овладение знаниями и навыками.

Учебная деятельность выделяется из других видов как специфическая деятельность.

Существует несколько подходов к ее определению. Согласно Д. Б. Элъконину, «учебная деятельность -- это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность долж...