Реферат "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии развития критического мышления"

Название:
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии развития критического мышления
Тип работы:
реферат
Размер:
23,7 K
59
Скачать
Описания развития познавательного интереса к чтению и навыков самостоятельности при работе с текстом. Анализ создания ситуации успеха на уроке чтения на основе сотрудничества. Обзор формирования умения обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Краткое сожержание материала:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения, через применение технологии развития критического мышления"

Содержание

1. Условия возникновения опыта

2. Теоретическая база опыта

3. Технология опыта

4. Результативность

Литература

Условия возникновения опыта

Работая в начальной школе столкнулась в своей педагогической деятельности с рядом проблем:

проблема

противоречия

Большой объем текстов для чтения и пересказа

Затрудняются последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Слабое развитие критического мышления обучающихся

Отсутствие интереса к чтению

Слабый словарный запас

Отсутствие навыков самостоятельной работы.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого из нас, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить. Исходя из данных проблем и противоречий я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтение через применение технологии РКМПЧ»

Цель: Развитие и формирование познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:

1. Повысить интерес учащихся к чтению

2. Совершенствовать навыки письменной и устной речи у учащихся

3. Создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке чтения на основе сотрудничества

4. Воспитать любовь к чтению

Актуальность данной темы состоит в повышении мотивации познавательной деятельности обучающихся через применение технологии развитие критического мышления через чтение и письмо.

Перспективность данной темы:

1. Активизация мыслительной деятельности у обучающихся.

2. Развития познавательного интереса к чтению и навыков самостоятельности при работе с текстом.

3. Формирование умения обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Теоретическая база опыта

познавательный чтение сотрудничество текст

Опиралась на опыты современных исследователей: Л.С. Выготского, который считает, что реализация личностно - ориентированного обучения младших школьников предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельности обучающихся, которое позволило искать во всем смысл, давать критическую оценку фактам.

Силевко Г.К. считает, что критическое мышление характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности похода к окружающему его информационному полю.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой

Новизна опыта

Состоит в том, что мною разработаны уроки по литературному чтению с введением технологии критического мышления.

Организация образовательного процесса, где я вступаю в рефлексивное взаимодействие с обучающимися

Нет правильных и неправильных высказываний «любое мнение учащихся ценно»

Ведущая педагогическая идея

Технология опыта

В основе технологии РКМПЧ лежит трехступенчатая базовая модель.

Почему она базовая? Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.

Как мы воспринимаем информацию, как перерабатываем, присваиваем её?

Да, очень просто: перерабатываем предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации, знакомимся с новым, сопоставляя с тем, что было известно: то что понятно и «приятно», запоминаем, откладываем в сундучок своих знаний. Это базовая модель восприятия информации технологии РКМПЧ.

Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:

-подготовительный - стадия вызова;

-собственное восприятие нового- смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

-присвоение информации - стадия рефлексии

I. Стадия вызова

Ученик сам определяет свои знания и незнания. На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Во-первых, он начинает работать. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать их лично, активизируя каждого. Во-вторых, на стадии вызова ученик определяет свои знания и «незнания». Как вы думаете, теперь он захочет узнать что-то новое? Вот это и есть мотивация! Отвечая на вопрос о сути стадии вызова, пользуясь педагогической терминологией скажу: стадия вызова - это целеполагание. Итак, обратимся к теме урока произведение Л.Толстого «Лев и собачка» (Учебник 3 класс, авторы: Климанова, Горецкий.) Задача учителя: организовать первый этап урока таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно мы будем читать на уроке.

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель урока: формирование самостоятельного мышления.

Задачи урока:

-Обучить выразительному чтению при более глубокой и точной передаче мыслей и чувств, заложенных автором произведения, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

-Раскрыть трагедийный смысл рассказа «Лев и собачка» развивая самостоятельное мышление.

-Воспитать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

I. Стадия вызова:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

-Посмотрите на иллюстрацию и что вы видите?

-Как вы думаете, о чем мы будем читать сегодня на уроке?

-Кто будет героем нашего рассказа?

-Какие ассоциации у вас вызывают слова «лев» и «собачка»?

-Я читаю текст а вы читаете «глазами»

Объединитесь в пары и внимательно прочитайте текст. Предполагаю, что вы сможете ответить на эти вопросы. в ходе обсуждения текста,

-словарная работа:

-Как вы понимаете значение слова «быль», «трагедия»?

-Какие мысли чувства вызвало чтение?

(Лев и Собачка)

Возникновение образного представления содержания предстоящего текста

Предположения детей

Учащиеся называют слова ассоциации

Самостоятельное чтение текста

Работают в парах, читают самостоятельно совместно обсуждают данные вопросы

-быль- кеп куучын

-трагедия - jылыйту

Очень жалко льва и собачку;

Лев умер от тоски;

Лев не только привязался к собачке, а полюбил её;

Он добрый, поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.

Появляется возникновение конкретных образов

Прогнозирование темы

Определяют тему урока

Заинтересованность узнать содержание текста во время парной работы достигается двойной эффект, а именно:

-происходит приращение знаний;

-обогащение словарного запаса;

Развитие устной речи, мышления и воображения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

-Посмотрите на иллюстрацию и что вы видите?

-Как вы думаете, о чем мы будем читать сегодня на уроке?

-Кто будет героем нашего рассказа?

-Какие ассоциации у вас вызывают слова «лев» и «собачка»?

-Я читаю текст а вы читаете «глазами»

Объединитесь в пары и внимательно прочитайте текст. Предполагаю, что вы сможете ответить на эти вопросы. в ходе обсуждения текста,

-словарная работа:

-Как вы понимаете значение слова «быль», «трагедия»?

-Какие мысли чувства вызвало чтение?

(Лев и Собачка)

Возникновение образного представления содержания предстоящего текст...

© 2017, Velismo
Все книги и файлы предоставляются исключительно в ознакомительных целях.