Курсовая работа "Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы"

Название:
Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Тип работы:
курсовая работа
Размер:
52,8 K
49
Скачать
Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в учебно-педагогическом процессе. Содержание и факторы адаптации младших школьников, их психолого-физиологические особенности. Формы, средства и методы исследования процесса адаптации.

Краткое сожержание материала:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "АмГПГУ")

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа по педагогике начального образования

Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Комсомольск-на-Амуре, 2013

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе
  • 1.1 Сущность, содержание и факторы адаптации младших школьников
  • 1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников
  • 1.3 Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников начальной школы
  • 1.4 Формы, средства и методы исследования процесса адаптации младших школьников
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации. В этих условиях в нашем обществе очень остро встает проблема социальной адаптации и сохранения психического здоровья личности. Система воспитания и образования требует существенных изменений методики, ценностей и содержания подготовки нового поколения к жизни. Поэтому проблема социальной адаптации детей к школе актуальна и требует внимания со стороны психологов, учителей и родителей.

Успешная адаптация к школьной жизни является предметом исследования многих авторов. Проблеме готовности к школьному обучению уделяется значительное внимание в методологических, теоретических экспериментальных и прикладных исследованиях педагогов, психологов, физиологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Уткиной, З.И. Калмыкова, Г.Г. Кравцовой, Р.В. Овчаровои, Н.Г. Салминой, Д.Б. Эльконина и других.

Поэтому целью курсовой работы является: изучение адаптации младших школьников.

Объект исследования: процесс адаптации младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации младших школьников.

Гипотеза: адаптация младшего школьника будет эффективна, если:

между педагогом и учащимися устанавливаются доверительные отношения;

Учитываются индивидуальные особенности младших школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

· Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

· Определить состояние адаптации младших школьников в условиях современной школы;

· Выявить психолого-педагогические условия адаптации младших школьников;

· Методы исследования: беседа, наблюдение, опрос.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе

1.1 Сущность, содержание и факторы адаптации младших школьников

Понятие "адаптация" - одно из ключевых в исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в меняющихся условиях среды.

Адаптация (от лат. Adapto - приспосабливаю) - одно из центральных понятий биологии. Механизмы адаптации повышают устойчивость организма к перепадам температуры, к недостатку кислорода, изменений давления и других неблагоприятных воздействий среды. Термин "адаптация" широко применяется как теоретическое понятие в психологии [2, с.12].

Адаптация - динамический процесс благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования развития продолжения рода. Процесс адаптации происходит тогда, когда в системе организм - среда возникают значительные изменения, обеспечивающие формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

Психическая адаптация - это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды, и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых цепей. Процесс взаимодействия личности и среды заключается в поиске и использовании адекватных способов удовлетворения основных потребностей.

Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л. Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет [4, с.43].

Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [7, с.119].

Существует понятие школьной дезадаптации, под которой подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой, по ряду причин, становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корректирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении [8, с. 194].

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степени напряжения функциональных систем организма. То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка имеются при адаптации к школе, в течение многих лет изучали специалисты в области медицины (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, А.Г. Хрипкова). Эти комплексные исследования включали изучение показателей высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, эндокринной системы, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках. Такое комплексное и всестороннее изучение изменений, происходящих в организме, наряду с оценкой состояния здоровья и важнейших педагогических аспектов обучения позволило получить достаточно полную картину процесса адаптации [9, с.87].

Выделяют три основных этапа адаптации.

Первый эт...