Реферат "Автономия как результат сформированности учебно-познавательной компетенции у изучающих иностранный язык"

Название:
Автономия как результат сформированности учебно-познавательной компетенции у изучающих иностранный язык
Тип работы:
реферат
Размер:
21,8 K
88
Скачать
Внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы личностно-ориентированной парадигмы и компетентностного подхода. Участие школьников в планировании своей учебной деятельности, ее выполнении, а также в контроле и оценке полученного результата.

Краткое сожержание материала:

АВТОНОМИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

учебный процесс школьник личностный

С. С. Куклина

В связи с внедрением в учебный процесс общеобразовательной школы личностно-ориентированной парадигмы и компетентностного подхода, определяющего результат ее реализации, в центре внимания педагогов и методистов находится личность ученика как субъекта учебной деятельности (УД) по овладению всеми предметами, входящими в учебный план школы. Причем речь идет о том, что школьник должен быть ответственным, независимым и самостоятельным при планировании, осуществлении и контроле своей УД, а отсюда - равноактивным и равноправным с учителем участником учебного процесса.

Такое понимание одного из субъектов образования может быть соотнесено с понятием автономии учащегося, которое введено в педагогический обиход в конце прошлого столетия благодаря исследованиям зарубежных (H. Holec,

D. Little, D. Schrunk, A. Wenden и др.) и российских (И. Л. Бим, Н. Ф. Коряковцева, Е. С. По- лат, Е. Н. Соловова и др.) ученых. Так, Х. Хо- лек, характеризуя учебную автономию как способность обучающихся брать на себя ответственность за свою УД, обращает внимание на то, что эта способность не является врожденной, а обычно приобретается благодаря систематической и целенаправленной работе обоих участников учебного процесса [1]. Д. Литл называет автономное учение саморегулируемым и самоуправляемым процессом, предполагающим активное участие школьников в планировании своей УД, ее выполнении, а также в контроле и оценке полученного результата [2].

Н. Ф. Коряковцева и Е. Н. Соловова едины в мнении о том, что учебная автономия отвечает требованиям современной личностно-ориентированной парадигмы. Руководствуясь данной парадигмой, Н. Ф. Коряковцева определяет автономию учащегося в УД по овладению иностранным языком как «способность субъекта самостоятельно осуществлять свою УД, активно и осознанно управлять ею, осуществляя рефлексию и коррекцию УД и накапливая определенный опыт...» [3]. В свою очередь, Е. Н. Соловова пишет о необходимости формирования готовности обучающихся к учебной автономии, в основе которой лежит способность концентрировать внимание на целях и задачах образования, самому управлять процессом образования, контролировать и оце-нивать динамику своего развития, не терять уверенности в собственных силах в случае неудач и т. д. [4]

Такое внимание к автономии изучающих иностранный язык не случайно, ибо во всех современных документах перед данным предметом ставится цель развивать у школьников способность «к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знаний» [5], т. е. готовность к иноязычному образованию через всю жизнь.

Что касается готовности к образованию через всю жизнь, являющейся одной из базовых компетенцией выпускника любого учебного заведения, то она может закладываться у школьников с самых первых уроков иностранного языка. С этой целью учитель не только объясняет им необходимость регулярной и систематической работы над языком, но и включает обучающихся в УД по овладению им. В нее входят ознакомление с новым языковым материалом, его тренировка для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков и их применение в различных видах речевой деятельности для развития умений устного и письменного иноязычного общения. Последнее, таким образом, приобретает способность обслуживать разные виды деятельности школьников и их взаимодействия с носителями иностранного языка, а учащиеся, в свою очередь, - реальную готовность действовать в таких ситуациях ответственно и самостоятельно, т. е. автономно.

В связи с этим возникает вопрос, каким образом необходимо организовать процесс обучения иностранным языкам в школе, чтобы он, с одной стороны, обязательно обеспечил способность и готовность школьников осуществлять иноязычное общение с носителями иностранного языка, а с другой - вооружил их способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур. Иными словами, как сделать учащихся общеобразовательной школы автономными субъектами иноязычного общения и учебной деятельности по овладению им.

Несмотря на то что обе составляющие нашего понимания автономии тесно связаны между собой, в центре внимания данной статьи будет только автономия учащихся в УД по овладению иноязычным общением. Именно она, по нашему мнению, является результатом сформированнос- ти учебно-познавательной компетенции (УПК), которая входит на правах обязательного компонента в иноязычную коммуникативную компетенцию (ИКК) как цель обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе.

Важность рассмотрения автономии обучающихся в УД по овладению иноязычным общением в тесной связи с формированием УПК объясняется тем, что в структуре ИКК студентов вуза УПК отсутствует, ибо, скорее всего, считается, что она у них уже сформирована в школе. В то же время наши наблюдения за УД студентов младших курсов языкового вуза показывают, что они, во-первых, слабо владеют учебными и речевыми действиями, требующимися для решения коммуникативных задач, и поэтому часто действуют неосознанно, имитируя речевую деятельность преподавателя или образцы, представленные в учебнике.

Во-вторых, значительная часть студентов не готова к самостоятельной организации своей УД и к управлению ею, поэтому большая часть организаторской и контролирующей работы ложится на плечи преподавателя. И наконец, у некоторых обучающихся в вузе недостаточно развиты такие качества, как инициативность, ответственность и требовательность к себе, что отрицательно сказывается на качестве иноязычного образования.

Все перечисленное подтверждает мысль Е. Н. Солововой о том, что «достичь подлинной автономии можно только в случае соответствующей подготовки учащихся и необходимого учебно-методического обеспечения... учебного процесса» [6]. Только так общеобразовательная школа сможет заложить основы учебной автономии, на формирование которых, по нашему мнению, и должна быть направлена УПК.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой готовность и способность выпускника школы планировать, осуществлять, контролировать и оценивать свою УД по овладению иноязычным общением и его средствами, чтобы вооружить школьника способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур и дальнейшего самообразования с их помощью в разных областях знания. В ее основе, во-первых, лежит опыт познавательной деятельности, представленный знаниями об УД как таковой, о способах ее осуществления при овладении иноязычным общением и о средствах, используемых для обеспечения результативности этого процесса.

В качестве второй составляющей выступает опыт репродуктивной учебной деятельности, воплощенный в способах решения репродуктивных учебных и предметных задач, а третьей - опыт творческой УД, представленный способами решения поисковых и творческих учебных и предметных задач. И наконец, опыт эмоционально-ценностного отношения к УД, ее содержанию и участникам, представленный такими ценностными ориентациями, как ответственность, инициативность, требовательность к себе и другим, взаимопомощь, поддержка и т. п., выступает в качестве еще одного компонента, лежащего в основе УПК. Все перечисленные составляющие и являются той частью социального опыта, которую учащиеся должны присвоить, чтобы приобрести данную компетенцию.

Для дальнейшего обсуждения проблемы конкретизируем содержание последних трех составляющих социального опыта, чтобы вместе со знаниями четко представлять действия, которые школьники должны научиться выполнять в ходе формирования УПК для обеспечения их учебной автономии. Начнем с характеристики УД как таковой, чтобы затем показать ее особенности при овладении учащимися иноязычным общением.

УД представляет собой процесс решения учебной задачи (Г. И. Вергелес, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Е. И. Машбиц, Д. Б. Эльконин и др.), направленный на приобретение школьником новых, обогащающих его способов УД как заранее заданных изменений в нем как ее субъекте. Она протекает в предметной ситуации, содержание которой составляет некоторая часть социального опыта, предназначенного для усвоения. Принятие учебной задачи влечет за собой систему учебных и предметных действий с предметным содержанием УД.

В нее входят действия по анализу выделенного содержания, сравнению его с ранее усвоенным, составлению плана решения задачи и моделированию наиболее общего отношения объектов. В опоре на модель ученик выполняет требующееся количество учебных и предметных действий, осуществляет контроль над их правильностью и оценку точности выполнения. В результате он овладевает способом решения учебной задачи и присваивает некоторый фрагмент социального опыта, продвигающий его формирование как субъекта УД на ступеньку вверх. Приобретенный опыт позволяет ему в дальнейшем решать более сложные учебные задачи в новых предметных ситуациях.

Все перечисленные учебные действия можно назвать универсальными, необходимыми школьникам для решения любых учебных задач в любой предметной ситуации, возникающей, например, на уроках истории, математики, географии и, без сомнения, на уроках иностранного языка. Именно они позволяют учащимся спланировать УД, реализовать план полностью и точно, осуществить контроль полученного продукта и его оценку при условии, что они осознают цель своей деятельности, умеют выполнять требующиеся действия эффективно, ощущают ответственность за свой вклад в создание за...