Психологический тренинг - Лютова-Робертс Е.К. - Тренинг начинающего консультанта. Ведение доверительной беседы

Название:
Психологический тренинг - Лютова-Робертс Е.К. - Тренинг начинающего консультанта. Ведение доверительной беседы
Размер:
3.8 MB
29
Скачать
Тренинг начинающего консультанта. Ведение доверительной беседы Год: 2007
Автор: Лютова-Робертс Е.К.
Жанр: тренинги
Издательство: СПб.: Речь
ISBN: 5-9268-0618-6
Серия: Психологический тренинг
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный текст с ошибками (OCR)
Количество страниц: 307
Описание: В книге описаны концепции и принципы ведения доверительной беседы — одного из основных инструментов работы любого консультанта и психотерапевта. Изложение теоретического и методического материала дополнено подробной программой тренинга, в рамках которого проходит обучение студентов профессиональным консультативным навыкам.
Книга адресована консультантам, психологам, психотерапевтам, занимающимся тренерской и преподавательской работой, а также другим представителям профессий типа «человек — человек», желающим самостоятельно развивать навыки и умения ведения доверительной беседы.
Опубликовано группой
Примеры страниц
Оглавление
От автора
Для кого предназначен данный тренинг?
Для кого предназначена данная книга?
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ
Современный взгляд на психологическое консультирование
Виды оказания психологической помощи
Понятие психологического консультирования
Стадии помогающих моделей
Процесс консультирования
Взаимоотношения между консультантом и клиентом
Модель структуры сессии
Продвигаясь от сессии к сессии
Повышение мастерства консультанта
Личностный рост консультанта
Профессиональный рост консультанта
Профилактика профессионального выгорания
Глава 2
НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом
Умение слушать и слышать клиента
Умение эффективно использовать невербальные средства общения
Умение наблюдать
Умение давать и принимать обратную связь
Умение следовать за клиентом
Техники рефлексивного слушания
Эхо-техника
Перефразирование
Резюмирование
Техники постановки вопросов
Открытые и закрытые вопросы
Вопросы содержательного и эмоционального характера
Эффективные и неэффективные вопросы
Глава 3
СТРУКТУРА СЕССИИ
Начало сессии
Составление контракта с клиентом
Создание доверительной атмосферы
Сбор информации по проблеме клиента (активное слушание)
Середина сессии
Фокус на эмоциях клиента
Техника нормализации
Самораскрытие
Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)
Конфронтация
Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему)
Совет
Фокус на поведении клиента
Информирование
Окончание сессии
Окончание первой и последующих сессий
Окончание последней сессии
Глава 4
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Общие рекомендации
Основные принципы проведения тренинга
Оборудование помещения
Часть I. «Базовые умения и навыки»
Встреча 1. «Введение. Консультирование — это...»
Встреча 2. «Личностный и профессиональный рост консультанта»
Встреча 3. «Взаимоотношения между консультантом и клиентом. Нерефлексивное слушание»
Встреча 4. «Стадии помогающей модели. Рефлексивное слушание. Эхо-техника»
Встреча 5. «Перефразирование, резюмирование. Открытые и закрытые вопросы»
Встреча 6. «Умение следовать за клиентом. Вопросы содержательного и эмоционального характера»
Встреча 7. «Эффективные и неэффективные вопросы»
Встреча 8. «Обобщение»
Часть II. «Структура сессии»
Встреча 9. «Начало сессии»
Встреча 10. «Активное слушание»
Встреча 11. «Фокус на эмоциях клиента»
Встреча 12. «Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)»
Встреча 13. «Новый взгляд на проблему»
Встреча 14. «Фокус на поведении клиента»
Встреча 15. «Окончание сессии»
Встреча 16. «Обобщение полученного опыта»
Дополнительные темы для консультирования (работа в парах: консультант, клиент)
Дополнительные темы для консультирования (работа в тройках: консультант, клиент, супервизор)
Дополнительные игры и упражнения
Аудиозапись и видеосъемка
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. «Дневник обучения» (образец одной страницы)
Приложение 2. Невербальные паттерны общения
Приложение 3. Образцы карточек к упражнению «Испорченный видеотелефон»
Приложение 4. Окно Джохари
Приложение 5. Варианты ситуаций к упражнению «Как показать клиенту, что мы его понимаем»
Приложение 6. Список высказываний к упражнению «Гимнастика ума»
Приложение 7. Список пословиц к упражнению «Гимнастика ума»
Приложение 8. Примеры ситуаций к упражнению «Техники постановки вопросов»
Приложение 9. Бланк для проведения практикума по супервизии
Приложение 10. Отрывок из сессии начинающего консультанта и образец заполненного бланка по супервизии
Приложение 11. Образцы карточек к упражнению «Скандал в парикмахерской»
Приложение 12. Применение навыков, техник и стратегий, отрабатываемых в первой части тренинга
Приложение 13. Образцы карточек к упражнению «Создание доверительной атмосферы»
Приложение 14. Отрывок из сессии начинающего консультанта (с комментариями)
Приложение 15. Примеры карточек к упражнению «Самораскрытие»
Приложение 16. Образцы карточек к упражнению «Повторяющееся слово»
Приложение 17. Бланк для проведения практикума по супервизии
Приложение 18. Отрывок из сессии начинающего консультанта и образец заполненного бланка супервизии
Приложение 19. Навыки, техники, стратегии и типы вопросов, используемые консультантом на разных этапах сессии (к упражнению «Большой Контейнер»)
Приложение 20. Бланк к упражнению «Карта тренинга»
Список литературы